Парусная команда ArtTube XVI международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» Первая биеннале дизайна в Москве (R)Evolution VI Конкурс молодых художников «Новые проекты для Anna Nova» Фестиваль Золотое сечение 2017

Главная / События / Игорь Старков и Дарья Андреева. Калевала. Research

Выставка

Игорь Старков и Дарья Андреева. Калевала. Research

Оценка ArtTube3
Оценка пользователей 1
 
Игорь Старков и Дарья Андреева
 
Калевала. Research
06.12.2013 – 25.12.2013, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства 
История пишется в книгах. Ее можно переписать, бумага стерпит. но ритм жизни народа задается не историей, а культурным мифом. Величайшая опасность для этноса — утрата общего мифа, когда голоса предков перестают звучать в душе каждого. В 30-х годах XIX века финский филолог Элиас Лённрот из собранных им по глухим деревням народных песен составил свод карело-финского эпоса и назвал его «Калевала». Страна богатыря Калева, прародителя эпических героев, упоминается в тексте всего один раз. но этой страной стала сама поэма Лённрота, заложившая фундамент финской идентичности. В тех же краях, где Элиас Лённрот собирал материал для поэмы, снят весь материал Старковского цикла: в поселке Калевала Калевальского национального района республики Карелия.
 
Почти 100 фотографий из цикла «Калевала» не документальны. В них нет конкретики: все частное живет в пределах времени, но само время основано на мифе. Для мифологического сознания выпадающий каждый год снег — один и тот же. У стихии нет возраста, и эпический конфликт не имеет начала и конца, драма эпоса проигрывается бесконечно, пока жив последний носитель мифа. Эпос осуществляется во всем, его тело — снег, лес, небо. И люди, которые всегда воспроизводят один-единственный космогонический сюжет. Фотографии Игоря Старкова и фильм Дарьи Андреевой представляют поныне живой источник всемирно известного эпоса. Чутье Старкова и Андреевой дает им видеть отпечатки истории давних времен за сегодняшним бытом карельского поселка. За героями старковских портретов стоят герои «Калевалы», вся их жизнь в рунах- фотографиях задана ритмом изначального мифа.
 
Звучание «Калевалы» невозможно передать на бумаге. Вот, например, последние строки поэмы, полные аллитераций, характерных для карельских причетов:
Ura uusi urkenevi Laajemmille laulajoille, Runsahammille runoille Nuorisossa nousevassa Kansassa kasuavassa.
Эта гипнотическая ритмика, к сожалению, непередаваема в русском переводе. но цикл фотографий Старкова дает возможность прочувствовать зов эпоса. тот же древний зов привел к созданию «Калевалы» — свода космогонических и героических мифов и одновременно литературного памятника XIX века.
 
В начале XIX века в связи с изменениями геополитического ландшафта Финляндия впервые становится предоставлена сама себе (как Великое княжество в составе российской империи, со своей конституцией и парламентом). Перед финской интеллигенцией, носившей шведские имена и говорившей по-шведски, впервые встает проблема формирования национального самосознания. Элиас Лённрот, интеллигент в первом поколении, в 30-х годах предпринимает ряд путешествий с целью записи народных песен — рун. Сначала по финской глуши, а затем за пределы Великого княжества Финляндского на территорию российских православных карелов, которые лучше сохранили сказовые традиции. Большая часть рун записана Лённротом в карельском поселке Ухта, который с 1963 года называется Калевала.
 
Сам Элиас Лённрот вписан в «Калевалу» как культурный герой, создатель эпоса. Помимо того, что им написаны первая и последняя песни «Калевалы», Лённрот очень вольно обошелся с источниками. он сочетал фрагменты из разных рун, чтобы составить связную повесть. В эпос включены элементы свадебных причитаний и обрядовые песни, и в целом «Калевала» представляет собой смесь архаического и героического эпоса в литературной обработке поэта-романтика. И в таком виде она удовлетворяла необыкновенно мощному социальному запросу на идентичность. В эпизоде о гибели Куллерво, наименее архаичном фрагменте эпоса, Вяйнямёйнен так словами Лённрота говорит об освобождении от шведской власти:
никогда, народ грядущий, не давай детей родимых глупому на попеченье,
Чужаку на воспитанье!
 
В течение первой половины XIX века в Финляндии были кодифицированы важнейшие скрепы общества. национальным гимном до сих пор служит стихотворение еще одного культурного героя страны Йохана рунеберга «наш край», напечатанное за несколько лет до окончательного издания «Калевалы».
В то время как для российских карелов и читателей «Калевалы» в переводе она была литературной обработкой народного эпоса, для финнов она стала эпосом национальным. Поэма Лённрота, до появления которой большая часть литературы публиковалась на шведском языке, стала фундаментом финской национальной идентичности, архаичным по содержанию и современным по форме. обретенный эпос в цивилизованном формате «энциклопедии финской жизни» соответствовал запросам молодой нации. Идеологический потенциал, заложенный в первой половине XIX века, отчетливо показал себя спустя столетие, когда во время «войны-продолжения» (Финляндия считала свои действия во Второй мировой продолжением войны 1939 года) солдаты финской армии массово отказывались идти дальше старой государственной границы.
 
Единство, общность взглядов на мир задается системой мифа и выражается ею. Само мифологическое сознание — условие существования народа. общее для него чувство жизни базируется на духовном синтезе, наличие которого и отличает народ от не-народа, как верно замечает Дмитрий Пригов. однако нация, осознающая себя как единое тело, возникает лишь в результате кризиса мифологического сознания, когда из космогонического эпоса рождается литература. нацию объединяет язык. Компилятивный эпос Элиаса Лённрота создал финнов; впервые записанный общий миф занял начальную точку в истории народа, почти 700 лет покорного соседям.
 
Когда-то устную передачу знания заменила книга. Сейчас письменность понемногу уступает место картинке, за которой стоит мифология образа. Возрождение мифологического сознания, возможно, связано с размыванием национальных границ и общим сокращением ойкумены. глобальный мир оказывается столь же ограничен, сколько и замкнутый мирок обособленного народа. Миф соединяет людей перед внешним пространством; и средством передачи нового мифа служит самый распространенный сегодня медиум — изображение.
 
Фотография давно не является документом. За картинкой стоит не окказиональный факт, но данность мифа. Изображение, как прежде голос оракула, управляет миром. Цикл «Калевала» Игоря Старкова примечателен в первую очередь своей иконичностью. один за другим следуют банальные сюжеты: лесная дорога, заснеженные ветви деревьев, гаражи и избы, одиночные и парные портреты. За естественной строгостью композиции и прямотой фотографа, которая буквально заставляет забыть о камере-посреднике, выступает мифологическое содержание цикла.
 
Витой древний ствол на одной из фотографий — так называемая сосна Лённрота. Легенда сообщает, что эта сосна, под которой сказители пели руны и где Лённрот записал большую часть «Калевалы», стояла в другом месте. она пострадала при постройке водохранилища, а после войны верхушку сосны, погубленной снарядом, перенесли и зацементировали в почву возле дома культуры. но на фотографии Старкова покрытый лаком двухсотлетний ствол совсем не кажется памятником. Под его мощными узлами поются новые руны и творится новый — и всегда тот же самый — эпос.
В Калевале есть кузнец Ильмаринен. Его имя восходит к финно-угорскому ilma, «воздух». Это демиург, кователь мирового столпа (в Калевале — сампо) и неба, «пестрой крышки» сампо. на фотографии инструменты в его мастерской, от них исходит сила никогда не останавливающейся космогонии. рядом с ним, на улице Вяйнямёйнена, живет лодочник Вяйнямёйнен. Первый человек, изобретатель лодки и кантеле (карельские гусли), сеятель и путешественник в страну мертвых Похъёлу. на фотографии он в скромной нейлоновой куртке, но в глазах — древняя мудрость. В лесу неподалеку от поселка — огромный камень. не его ли Вяйнямёйнен должен был порвать на лыко ради девы Севера?
На гараже, стоящем среди снежных берез, поселковый художник сделал надпись «Калевала-сити». Сити, поселок или родина богатыря Калева, отца Ильмаринена и Вяйнямёйнена — не важно, как называть эту землю. она есть, пока живо ее предание.
 
В Финляндии почитают Ленина как первого государственного деятеля, признавшего финскую независимость. Избегла иконоборчества и серебряная статуя Ленина в русской Калевале. Присыпанный снежком, будто заросший мхом древний идол, Ленин указывает вдаль, в ту сторону, куда уплыл на своем челне Вяйнямёйнен. Культурные герои не умирают. они уходят за синее море, в страну вечных снов, зыбкий край которой проходит в душе каждого представителя своего народа. Элиас Лённрот создал эпический фундамент, на котором основывалась его современность. «Калевала» Старкова и Андреевой свидетельствует, что эпос продолжает жить в каждом мгновении сегодняшнего дня. руны, недопетые Лённроту, поются прямо сейчас.
Арсений Штейнер

Сохрани себе в календарь

  28
мар
вт
29
мар
ср
30
мар
чт
31
мар
пт
01
апр
сб
02
апр
вс
03
апр
пн
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
г. Москва, ул. Делегатская, д. 3
Дата
05 декабря 2013 - 25 декабря 2013
Время
11:00-20:00
ежедневно кроме: вт
Телефон:
+7 (495) 609 - 01 - 46
 

КОММЕНТАРИИ (0)

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
 

Сейчас в этом месте:

Название и тип события Дата
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
События
Сейчас
Постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство России XVIII – первой трети XIX века»
Выставка
Сейчас
Постоянная экспозиция «Русский стиль. От традиции ремесла к искусству национально-романтического модерна»
Выставка
Сейчас
Постоянная экспозиция «Русская лаковая миниатюра»
Выставка
Сейчас
Постоянная экспозиция «Экспозиция традиционного народного искусства России»
Выставка
Сейчас
Выставка «Шелковый лабиринт»
Выставка
Сейчас
Выставка «Лицом к лицу»
Выставка
Сейчас
Выставка «Театр в главной роли»
Выставка
Сейчас
Школа японской живописи суйбокуга
События
Сейчас
Выставка «Медвежьи сказы»
Выставка
13 апреля 2017 - 19 июня 2017
Постоянная экспозиция «Русский стиль. От традиции ремесла к искусству национально-романтического модерна»
Выставка
01 мая 2017 - 31 декабря 2017
 

Прошло в этом месте:

Название и тип события Дата
Царская игра
Выставка
10 сентября 2013 - 27 октября 2013
Жемчужина Аравийского полуострова. 5000 лет истории и добычи жемчуга в Бахрейне
Выставка
17 сентября 2013 - 16 октября 2013
Сокровища русского стиля
Выставка
18 сентября 2013 - 20 октября 2013
ИНСТАЛЛЯЦИЯ РАЙНЕРА ПРОХАСКИ KRTWRK
20 сентября 2013 - 20 октября 2013
УДМУРТИЯ. RESEARCH
23 сентября 2013 - 22 октября 2013
Светлое Воскресенское
Выставка
31 октября 2013 - 08 декабря 2013
Международная конференция Русская лаковая миниатюра – современное положение и перспективы
Пресс-конференция
13 ноября 2013 - 16 ноября 2013
Калевала.Research
Выставка
05 декабря 2013 - 12 января 2014
Танец дворцовых кукол
Выставка
10 декабря 2013 - 26 января 2014
Фаянсовая сказка Валентины Кузнецовой
Мастер-классы
11 декабря 2013 - 19 декабря 2013
Рождество в Доме Остермана
Экскурсия
16 декабря 2013 - 19 января 2014
БОГОРОДСКАЯ ПОЭМА
Выставка
16 декабря 2013 - 23 февраля 2014
Мастер-класс по богородской игрушке
Мастер-классы
20 декабря 2013 - 28 декабря 2013
Красота жизни
Выставка
22 декабря 2013 - 26 января 2014
ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКОГО ФАРФОРА
Выставка
05 января 2014 - 31 декабря 2014
Мастер-класс по богородской игрушке от Богородской фабрики
Мастер-классы
15 января 2014 - 16 января 2014
Школа японской живописи Суйбокуга
Мастер-классы
22 января 2014 - 27 февраля 2014
ЦВЕТОЧНАЯ МОЗАИКА
Выставка
30 января 2014 - 02 февраля 2014
Калейдоскоп
Выставка
30 января 2014 - 24 февраля 2014
ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОННЫЙ ПРОБЕГ. ВЫСТАВКА ОДНОГО КОВРА
Выставка
31 января 2014 - 02 марта 2014
Па-де-труа
Выставка
11 февраля 2014 - 12 марта 2014
Волшебный рисунок на ткани
Мастер-классы
14 февраля 2014 - 22 февраля 2014
Весенние встречи
Мастер-классы
14 февраля 2014 - 17 мая 2014
Вид на берег
Выставка
17 февраля 2014 - 03 марта 2014
Наука сохранять искусство
Выставка
10 марта 2014 - 30 апреля 2014
Ретроспектива
Выставка
13 марта 2014 - 06 апреля 2014
Путешествие с шиком и без
Выставка
13 марта 2014 - 01 июня 2014
Алтай - Образ - Время
Выставка
18 марта 2014 - 20 апреля 2014
Дизайн и традиции архаичной формы
Выставка
21 марта 2014 - 25 мая 2014
Весенние мастер-классы художницы Марии Дмитриевой
Мастер-классы
02 апреля 2014 - 10 апреля 2014
Дизайн и традиции архаичной формы
Круглый стол
09 апреля 2014 - 10 апреля 2014
Свидетели
Выставка
24 апреля 2014 - 25 мая 2014
Выставка опытных образцов специальной автотехники
Выставка
05 мая 2014 - 11 мая 2014
Дом. Деталь. Образ. Музей
16 мая 2014 - 17 мая 2014
О самоварах и не только…
Выставка
02 июня 2014 - 10 августа 2014
Блеск стекла и мягкость ткани
Выставка
03 июня 2014 - 29 июня 2014
Московия. Research
Выставка
17 июня 2014 - 15 июля 2014
Графика Нади Рушевой
Выставка
20 июня 2014 - 20 июля 2014
Выставка Любы Стерликовой и Валерия Мартынчика. Многомерность
Выставка
09 июля 2014 - 04 августа 2014
Узоры
Выставка
23 июля 2014 - 10 августа 2014
Показать все
 

Вход

или

Регистрация