Парусная команда ArtTube XVI международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» «Арт-Ростов 2017» Выставка Алексея Алпатова «Summertime» Фестиваль современной фотографии «ФИКСАЖ» PHOTOBOOKFEST 2017

Главная / Блог / Интервью с куратором проекта «Неустойчивые равновесия» Катей Карцевой.

Интервью с куратором проекта «Неустойчивые равновесия» Катей Карцевой.

 
С 6 по 27 апреля на территории атриума Международного университета в Москве состоится паблик-арт проект «Неустойчивые равновесия», объединивший 15 художников в рамках темы неустойчивых равновесий, как ситуации в которой взаимодействие, кооперация и готовность к мобилизации являются залогом развития.  Arttube побеседовал с куратором проекта Катей Карцевой.  
 
Arttube.ru: Существует множество представлений о том, что такое паблик-арт, какое понимание вы вкладывали в это понятие?
 
Катя Карцева: Действительно, спектр того, что понимают под паблик-артом достаточно широк, часто и уличное искусство относят к паблик-арту, а иногда искусство, заказчиком которого выступают государственные учреждения. Тем не менее, называя проект «Неустойчивые равновесия» паблик-артом, меня интересовала прежде всего демонстрация искусства в общественной, не институциональной среде, за основной принцип которой была взята коммуникация с аудиторией, во многом не подготовленной – в данном случае студентами и преподавателями большого университета, включающего различные непрофильные искусству факультеты. Проблематизация современного искусства, его способность формировать критическое мышление, а также работа с пространством, как частью произведений – вот ключевые темы, которые меня как куратора, интересовали.
 
Arttube.ru: Художники создавали свои произведения специально для проекта?
 
Катя Карцева: Да, для большой части работ это так. Кроме того, многие произведения сайт-специфичны, то есть используют пространство атриума университета, где будет проходить выставка, и его ресурсы, как материал для своих высказываний. Например,  Наталья Балабанова, в прошлом исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале, а с 2013 года реализующая себя как художник, в своей работе «Иерархия» использовала комнатные растения, расположенные на территории атриума, выстроив их вдоль стены, оперируя принципом построения в шеренгу по росту (как признаку силы в живой природе). Инсталляция призвана продемонстрировать невозможность найти единый критерий стандартизации для живых организмов, но найти новую эстетическую точку зрения на повседневные вещи. Растения руководство университета собиралось выкинуть, но возможно после того, как с ними поработал художник, этого не произойдет, потому что в новом виде они воспринимаются совершенно иначе. Уже на этапе монтажа все от уборщиц до преподавателей обращались к художнику с вопросами и своими версиями происходящего.
 
 
Наталья Балабанова. Иерархия. Эскиз. 2017.
 
И Наталья не единственная, кто использовал ресурсы пространства для создания своих работ. В многоканальных саунд-инсталляциях Василия Филатова к примеру атриум стал резонатором пространства.
 
Поскольку взаимодействие и кооперация были взяты за основной принцип, мы пригласили к участию в проекте всех, кто связан с зданием университета. Так, студенты актерской лаборатории Юрия Муравицкого Московской школы нового кино, которая также расположена в этом здании представят серию перформансов «По поводу современного искусства», исследуя реакции и отношение зрителя к современному искусству. 
 
Но, на выставке есть произведения, которые ранее уже, где либо экспонировались. Я включила их в проект, так как на мой взгляд, они укладывались в концепцию «Неустойчивых равновесий» и обогатили проект. К таким бесспорно относится скульптурная композиция «Невидимая стена» граффити художника Дмитрия Аске. Работу предоставила биеннале уличного искусства Артмоссфера. Впервые она экспонировалась именно там. Скульптура отсылает зрителя к повседневной практике чрезмерного увлечения мобильными устройствами и социальными сетями. Люди, находящиеся на расстоянии шага, могут не видеть друг друга, так как полностью поглощены виртуальным пространством. Несмотря на то, что изначально произведение создавалось в рамках темы биеннале «Невидимая граница», с определенной точки зрения она  раскрывает и проблематику новаторского и традиционного, а также восприятия современного искусства зрителями. Отсылая к русскому авангарду, но созданная с использованием современных цифровых технологий, скульптура затрагивает интересы и образ жизни людей сегодняшего дня, что позволяет произведению находить отклик среди широкой аудитории, изменяя восприятие современного искусства.
 
 
Дмитрий Аске. Невидимая граница. Биеннале уличного искусства Артмоссфера. 2017 г.
 
Пространство атриума, это 700 квадратных метров, достаточно сложное. Кроме того, сама архитектура на первый взгляд не подходящая для современного искусства, я бы сказала такое лужковское барокко. Справились мы или нет, судить зрителю и экспертному сообществу. Но почти все участники даже те, кто хотел представить свои ранее сделанные  работы, в итог, если не делали новые, то дорабатывали свои объекты под это пространство. К примеру, фигура «Рассеивание» Александра Чаптыкова, художник сделал специально для проекта новую фигуру, масштабировав ее в пространстве. Если прежняя была человеческого роста, то новая будет 4 метра в высоту. 
 
 
Александр Чаптыков. Дерево, нити, пластилин. 
 
Arttube.ru: Какую роль в проекте сыграло руководство университета? 
 
Катя Карцева: Первоначальная инициатива шла от меня, как от куратора. То есть университет не был заказчиком проекта. Фактически, это была безбюджетная история. Университет только частично помог с некоторыми организационными моментами. В этом была основная трудность. Как уже было сказано, большая часть работ создавалась специально для проекта и требовались как минимум расходы на материалы для создания инсталляций. Но руководство университета с интересом и поддержкой откликнулось на предложение объединить атмосферу современного искусства с образовательной средой. На мой взгляд, это уже не мало. В России современное искусство часто нуждается в обосновании себя как явления. Вы помните  многочисленные конфликты, которые возникают последнее время вокруг скандальных выставок. Поэтому, донесение его смыслов до широкой аудитории мне кажется важным. Современное искусство необходимо сегодняшнему зрителю и далеко не бесполезно. Задача проекта «Неустойчивые равновесия» это продемонстрировать.

 

 
1
 

КОММЕНТАРИИ (0)

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Парусная команда ArtTube XVI международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» «Арт-Ростов 2017» Выставка Алексея Алпатова «Summertime» Фестиваль современной фотографии «ФИКСАЖ» PHOTOBOOKFEST 2017

 

Вход

или

Регистрация