Парусная команда ArtTube XVI международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» Выставка Алексея Алпатова «Summertime» Фестиваль современной фотографии «ФИКСАЖ» PHOTOBOOKFEST 2017 VI конкурс молодых художников «Новые проекты для галереи ANNA NOVA»

Главная / Блог / Интервью с Мариной Фоменко о ее персональной выставке «Вчера приснились мне зарницы»

Интервью с Мариной Фоменко о ее персональной выставке «Вчера приснились мне зарницы»

 

Интервью с Мариной Фоменко о ее персональной выставке «Вчера приснились мне зарницы» которая проходит в ЦТИ Фабрика до 21 октября 2016 года.

- Как давно Вы работаете над экологической проблематикой? Откуда такой интерес?
 
Я занимаюсь экологической темой, и темой мусора в том числе несколько лет, с тех пор как сделала в Мексике свою первую инсталляцию из мусора, выброшенного морем. Замусоривание нашего мира и связанные с этим экологические проблемы меня волнуют так же, как и многих из нас, потому что мы здесь живем. Как художнику мне интересно преобразовывать мусор, создавая из него объекты и инсталляции и привлекая таким образом внимание к проблеме загрязнения окружающей среды.   
 
- Почему именно электронный мусор? Проблема  его накопления в окружающей среде тоже стоит остро?
 
Проблема электронного мусора действительно стоит очень остро. Если в 2010 году на каждого человека приходилось около 5 кг электронного мусора, то сейчас уже больше 6 кг, и количество его постоянно растет. Помимо того, что его много, он еще и вредный, так как содержит такие токсичные вещества как кадмий, свинец, ртуть. Например, в одном отработанном компьютере содержится 700 видов химических веществ, из которых более 50% опасны для человека.
 
- Где и как долго вы собирали объекты для этой выставки? Вы же собрали почти тысячу компьютерных мышек!
 
Мышек поменьше, около 800. Собирала я их достаточно долго, несколько месяцев, искала в разных местах, где собирают электронные отходы. 
 
- Как соотносится название выставки с ее содержанием? 
 
 «Вчера приснились мне зарницы» - об угрозе и, возможно, грядущей войне с мусором, постепенно захватывающим все большие территории. В мифологии разных стран мышь – это дитя грозы. Гроза и угроза – однокоренные слова. Мне хотелось связать между собой электронных «мышей» и их прототип, мышей настоящих, с угрозой, которую они представляют. Нашествия грызунов вызывает у нас страх, это у нас уже в подсознании. «Наступление мусора» в виде электронных мышей, внешне напоминающих своих хвостатых «родителей», внушает если не страх, то опасение или тревогу. Видео, являющееся неотъемлемой частью инсталляции, показывает и зарницы, и настоящих мышей, сражающихся друг с другом. Кроме того, слово «зарница» отсылает не только к предвестникам приближающейся грозы, но и к знаменитой советской военной игре «Зарница», когда играя, мы думаем о возможной войне.
 
- Помимо электронного мусора на выставке представлено видео с музыкальным сопровождением? Кто автор? И как это помогает понять суть выставки?
 
Я бы не назвала это музыкальным сопровождением, музыка – неотъемлемая часть и видео, и проекта в целом. Автор музыки – композитор Олег Пайбердин, вместе с которым мы уже сделали несколько работ. Музыка – еще одна составляющая, вносящая свою лепту в повышение общей тревожности обстановки, которая создается горой электронного мусора и «расползающихся» от нее огромного количества «мышей».
 
- Место для выставки специально подбиралось или локация для таких проектов неважна? По какому принципу вы выбираете места для своих будущих выставок?
 
Эта инсталляция site-specific, ее вид и организация в пространстве зависит от места, где она представляется. Мне кажется, что пространство бывшего склада на Фабрике, старое, со следами пожара, как нельзя лучше подходит для того, чтобы в нем «завелся» мусор. В то же время, особенность этого проекта в том, что он может показываться в разных помещениях, его размеры и пластическое решение могут меняться в зависимости от пространства.
 
- Какую реакцию посетителя вы ждали, когда работали над этим проектом?  Кто ваши посетители? До кого вы хотите достучаться?
 
Мне хотелось, чтобы зрители, попадая в это пространство, залитое мертвенным светом и наполненное «наступающими» на входящих сотнями электронных мышей, испытали если не страх, то чувство тревоги, вызванное буквальным наступлением на них электронного мусора. Мне кажется, такая наглядная демонстрация угрозы  заставляет задуматься о проблемах мусора для нашей цивилизации.
 
- Для вас лично, с чем сложнее работать: объектами или видео? Правильно ли дополнять видеаорт каким-то объектами искусства, инсталляциями, то есть работать в смешанной технике? Или все же видеоарт должен быть чистым от другого искусства?
 
Мне одинаково интересно и одинаково сложно работать и с инсталляциями, и с видео, отличается лишь логика построения работы. Видеоарт – это такое «гибкое» направление в искусстве, которое  может быть самодостаточным и существовать в чистом виде, а может быть и частью других произведений, привнося в них динамику и новые смыслы.
 
- И вопрос, как к куратору международного фестиваля видеоарта.  Что для вас табу в работе с видеоматериалом? Что вы никогда не покажете зрителю -  такие темы есть или здесь не может быть табу?
 
Табу для меня – это работы, цель которых оскорбить и унизить людей, неважно, по какому признаку, гендерному, социальному и др. Я рада, что за шесть лет существования Международного фестиваля видеоарта Сейчас&Потом мы таких работ не получали. В нынешнем году тема фестиваля «Экология без границ», и я буду рада поделиться со зрителями произведениями об экологии видеохудожников из разных стран.
 
 
 
 
 
 
1
 

КОММЕНТАРИИ (0)

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Парусная команда ArtTube XVI международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» Выставка Алексея Алпатова «Summertime» Фестиваль современной фотографии «ФИКСАЖ» PHOTOBOOKFEST 2017 VI конкурс молодых художников «Новые проекты для галереи ANNA NOVA»

 

Вход

или

Регистрация