Парусная команда ArtTube XVI международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» Первая биеннале дизайна в Москве (R)Evolution VI Конкурс молодых художников «Новые проекты для Anna Nova» Фестиваль Золотое сечение 2017

Главная / Блог / Интервью с Мариной Фоменко о ее персональной выставке «Вчера приснились мне зарницы»

Интервью с Мариной Фоменко о ее персональной выставке «Вчера приснились мне зарницы»

 

Интервью с Мариной Фоменко о ее персональной выставке «Вчера приснились мне зарницы» которая проходит в ЦТИ Фабрика до 21 октября 2016 года.

- Как давно Вы работаете над экологической проблематикой? Откуда такой интерес?
 
Я занимаюсь экологической темой, и темой мусора в том числе несколько лет, с тех пор как сделала в Мексике свою первую инсталляцию из мусора, выброшенного морем. Замусоривание нашего мира и связанные с этим экологические проблемы меня волнуют так же, как и многих из нас, потому что мы здесь живем. Как художнику мне интересно преобразовывать мусор, создавая из него объекты и инсталляции и привлекая таким образом внимание к проблеме загрязнения окружающей среды.   
 
- Почему именно электронный мусор? Проблема  его накопления в окружающей среде тоже стоит остро?
 
Проблема электронного мусора действительно стоит очень остро. Если в 2010 году на каждого человека приходилось около 5 кг электронного мусора, то сейчас уже больше 6 кг, и количество его постоянно растет. Помимо того, что его много, он еще и вредный, так как содержит такие токсичные вещества как кадмий, свинец, ртуть. Например, в одном отработанном компьютере содержится 700 видов химических веществ, из которых более 50% опасны для человека.
 
- Где и как долго вы собирали объекты для этой выставки? Вы же собрали почти тысячу компьютерных мышек!
 
Мышек поменьше, около 800. Собирала я их достаточно долго, несколько месяцев, искала в разных местах, где собирают электронные отходы. 
 
- Как соотносится название выставки с ее содержанием? 
 
 «Вчера приснились мне зарницы» - об угрозе и, возможно, грядущей войне с мусором, постепенно захватывающим все большие территории. В мифологии разных стран мышь – это дитя грозы. Гроза и угроза – однокоренные слова. Мне хотелось связать между собой электронных «мышей» и их прототип, мышей настоящих, с угрозой, которую они представляют. Нашествия грызунов вызывает у нас страх, это у нас уже в подсознании. «Наступление мусора» в виде электронных мышей, внешне напоминающих своих хвостатых «родителей», внушает если не страх, то опасение или тревогу. Видео, являющееся неотъемлемой частью инсталляции, показывает и зарницы, и настоящих мышей, сражающихся друг с другом. Кроме того, слово «зарница» отсылает не только к предвестникам приближающейся грозы, но и к знаменитой советской военной игре «Зарница», когда играя, мы думаем о возможной войне.
 
- Помимо электронного мусора на выставке представлено видео с музыкальным сопровождением? Кто автор? И как это помогает понять суть выставки?
 
Я бы не назвала это музыкальным сопровождением, музыка – неотъемлемая часть и видео, и проекта в целом. Автор музыки – композитор Олег Пайбердин, вместе с которым мы уже сделали несколько работ. Музыка – еще одна составляющая, вносящая свою лепту в повышение общей тревожности обстановки, которая создается горой электронного мусора и «расползающихся» от нее огромного количества «мышей».
 
- Место для выставки специально подбиралось или локация для таких проектов неважна? По какому принципу вы выбираете места для своих будущих выставок?
 
Эта инсталляция site-specific, ее вид и организация в пространстве зависит от места, где она представляется. Мне кажется, что пространство бывшего склада на Фабрике, старое, со следами пожара, как нельзя лучше подходит для того, чтобы в нем «завелся» мусор. В то же время, особенность этого проекта в том, что он может показываться в разных помещениях, его размеры и пластическое решение могут меняться в зависимости от пространства.
 
- Какую реакцию посетителя вы ждали, когда работали над этим проектом?  Кто ваши посетители? До кого вы хотите достучаться?
 
Мне хотелось, чтобы зрители, попадая в это пространство, залитое мертвенным светом и наполненное «наступающими» на входящих сотнями электронных мышей, испытали если не страх, то чувство тревоги, вызванное буквальным наступлением на них электронного мусора. Мне кажется, такая наглядная демонстрация угрозы  заставляет задуматься о проблемах мусора для нашей цивилизации.
 
- Для вас лично, с чем сложнее работать: объектами или видео? Правильно ли дополнять видеаорт каким-то объектами искусства, инсталляциями, то есть работать в смешанной технике? Или все же видеоарт должен быть чистым от другого искусства?
 
Мне одинаково интересно и одинаково сложно работать и с инсталляциями, и с видео, отличается лишь логика построения работы. Видеоарт – это такое «гибкое» направление в искусстве, которое  может быть самодостаточным и существовать в чистом виде, а может быть и частью других произведений, привнося в них динамику и новые смыслы.
 
- И вопрос, как к куратору международного фестиваля видеоарта.  Что для вас табу в работе с видеоматериалом? Что вы никогда не покажете зрителю -  такие темы есть или здесь не может быть табу?
 
Табу для меня – это работы, цель которых оскорбить и унизить людей, неважно, по какому признаку, гендерному, социальному и др. Я рада, что за шесть лет существования Международного фестиваля видеоарта Сейчас&Потом мы таких работ не получали. В нынешнем году тема фестиваля «Экология без границ», и я буду рада поделиться со зрителями произведениями об экологии видеохудожников из разных стран.
 
 
 
 
 
 
1
 

КОММЕНТАРИИ (0)

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Парусная команда ArtTube XVI международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия» Первая биеннале дизайна в Москве (R)Evolution VI Конкурс молодых художников «Новые проекты для Anna Nova» Фестиваль Золотое сечение 2017

 

Вход

или

Регистрация